Японский сад камней.
Японский сад камней.

Обустройство японского сада камней. Его назначение и философия. Современные методы устройства.

Япония – загадочная далёкая страна, при увлечённом изучении которой трудно оторваться. Любители японской стилистики не боятся отказаться от чего-то привычного и склонны к чему-то концептуальному или философскому. То же самое относится и к обустройству японского сада камней, который прекрасно подходит для созерцательного уединения. Особенной формулы создания ландшафта такого сада не существует, но, тем не менее, спроектировать хороший классический японский сад камней сможет только специалист, разбирающийся в ключевых моментах обустройства. Ныне здравствуют множества фирм, занимающихся обустройством ландшафта сада камней, и способных предложить вам массу стилистических решений, но будьте внимательны: часто в проектах размещают объекты, не свойственные классическому японскому саду камней (кустарники, ручьи и другие элементы).

Философия сада камней.

Японцы воспринимают камень как самое совершенное творение природы, символизирующее её величие и красоту. Поэтому в ландшафтном и интерьерном дизайне страны восходящего солнца камень является символическим центром. Камни большого размера ассоциируют со скалами, а воду символизирует волнистая поверхность гравия, песка или гальки. Настоящей воды в классическом саду камней быть не может, потому что вода относится к тёмному пассивному женскому началу «инь», а сад камней призван олицетворять мужское активное светлое начало «ян». Но согласно восточной философии ничто во вселенной не существует благодаря лишь одному началу и, так как сад камней – это модель мира, вода заняла здесь символическое место в виде волнистого песка или гравия. Камни здесь воспринимаются так же, как мы привыкли воспринимать обычную скульптуру, созданную человеком и поставленную в пышный сад. Но создателем «скульптур» у японцев выступает сама природа, такие камни тоже имеют свои пропорции, соотношения объёмов, пластическую выразительность и размещение в пространстве. Все эти аспекты формируют эстетические качества сада, а остальные элементы служат подчёркивающим фоном и выделяют уникальность камней. В простоте сада чувствуются законы гармонии мира. Очень своеобразно и восприятие пустого пространства в саду камней, коего там весьма много. Здесь «пустота» — означает бесконечность мира, свободу и будущее, но при этом сад закрыт от посторонних глаз и создаёт ощущение камерности.

Назначение сада камней.

Обустройство японского сада камней
Обустройство японского сада камней

Сад камней предназначен для развития воображения путём созерцания и медитации, этот сад – абсолют японского символизма, это символ самой природы, а не её часть. Первое впечатление от сада камней – это пустота. Согласно учению Дзэн, широко распространённому в Японии, мир таков, каким его воспринимает человек. Учение утверждает, что в основе всех вещей лежит пустота, через которую представляется возможность увидеть недвойственность вещей и явлений. Но дзэнская пустота означает «наполненность», это та пустота, которая «потенциально содержит вселенную». Застывшая картина сада должна заставить человека сосредоточиться и родить в сознании ассоциации. Сосредоточившись на камне и кругах под ним, человек может увидеть как камень погружается в воду.

В давние времена сады камней располагали только при храмах. Затем практика создания сада камней вошла в светскую жизнь, но сохранила своё назначение – в саду по прежнему уединяются от суеты, медитируют, а благодаря эстетической составляющей он просто радует глаз. Человек, общаясь с садом, получает душевное спокойствие и отдыхает.

Устройство сада камней.

Устройство японского сада камней подчинено ключевым правилам гармонии:

  1. Площадь сада полностью укрывается песком, гравием или галькой. Сыпучий слой толщиной в 5-6 см высыпают на утрамбованную землю и граблями вычерчивают по нему волнистые линии, рябь. При хорошей погоде линии продержаться две недели. Временами песок досыпают и опрыскивают водой;
  2. Сад проектируется на основе геометрической фигуры, полностью вписанной в площадь будущего сада. Фигура представляет собой семиугольную сеть линий. По этим линиям выстраивается правильное расположение объектов относительно точки созерцания. Сад может занимать часть геометрической схемы, если пространство всё же ограничено. Чем больше размер этого семиугольника, тем более просторным будет казаться сад;
  3. Сад ориентирован относительно точки созерцания, зависящей от времени суток. Идеально если она будет находиться в северной стороне, иначе полуденное солнце будет слепить глаза. Для утра или вечера точку созерцания рекомендуется располагать в западной или восточной части;
  4. Контраст открытых и заполненных пространств (в отличие от европейской традиции);
  5. Главный принцип японского сада камней (как и любого другого японского сада) – асимметрия. В саду нет одинаковых по размеру  объектов и параллельного размещения. Это продумывается даже в очертаниях теней или отражениях, например в воде (если она всё-таки есть);

Примеры организации «правильного» японского сада камней.

Семь камней расположены относительно друг от друга в соответствии с геометрической семиугольной сетью линий – на этом основываются разные варианты организации «правильного» японского сада камней. Ниже представлена семиугольная сеть линий:

  1. Тёмные точки – это камни;
  2. Буквы — это точки созерцания;
  3. Серые линии показывают геометрическое соотношение видимых объектов.

1-ый вариант размещения: камни на разных линиях геометрической сети, значит, из любой точки созерцания видно все камни. Крестик обозначает камень, который сложно увидеть из точки «С», если «большой камень» достаточно крупный.

Примеры организации «правильного» японского сада камней
Примеры организации «правильного» японского сада камней

2-ой вариант размещения: все камни видно из точки «F», из всех остальных точек не видно какой-то один камень (серые стрелки и линии). Крестиками показаны камни, которые видно всегда с любой стороны, значит, эти камни могут быть самыми крупными.

kartinka-4

3-ий вариант размещения: из всех точек не видно какой-то один камень, а из точки «D» не видно два камня (серые стрелки и линии). Крестик — это камень, который всегда видно из всех точек, значит, этот камень может быть самым крупным.

kartinka-5

Элементы ландшафта сада камней и современные методы обустройства.

Камни.

Япония – страна на вулканических островах, поэтому не удивительно, что в саду камней используют камни вулканического происхождения: гранит, базальт, туф, хлорит, андезит. Камни тщательно подбираются по форме, цвету и фактуре – от этих качеств зависит способ укладки камня в саду. Каждый камень должен лежать отдельно, но вписываться в общий ландшафт.

5 типов форм камней для сада: статуя, низкая вертикаль, плоский камень, лежачий камень, изогнутый камень.

Разновидностей камней – множество, значит и ролей — тоже. Очень интересны японские соображения по поводу «облика» камней. Согласно им у каждого камня есть своё неповторимее «лицо», характер и динамика: некоторые камни «смотрят» вверх, некоторые – вниз, есть «прямостоячие» камни и камни, которые «лежат»; «убегающие» и «догоняющие» камни, «поддерживающие» и  «прислоняющиеся» камни. Поэтому, как бы просто ни казалось поначалу, а правильно уложить камень в саду может лишь профессионал, знающий подход к тонкой организации каменной индивидуальности.

Ограждение.

В японском саду камней создаётся спокойная атмосфера уединения, поэтому изгородь делается непрозрачной. Чтобы сохранить восточную стилистику, можно соорудить ограду из камня, бамбука или веток деревьев, посадив рядом вьюны, но подойдёт и забор из бетона.

Японский сад камней.
Японский сад камней.

Неканонические объекты в саду камней.

Тсукубаи:

Тсукубаи — традиционный атрибут любого японского сада – это каменная чаша в виде бочки с водой высотой 20-30 см. В давние времена тсукубаи использовали для того чтобы мыть руки при чайной церемонии, теперь это стало элементом декора. На низкой ровной площадке вместе с каменным фонарём тсукубаи представляет собой малую архитектурную форму. Для её установки копают небольшой котлован примерно 15 см в глубину и в центре него укладывают стальную трубу. На дне котлована уложен тонкий слой бетона, но не ровно, а под уклоном для слива воды в трубу. Отверстие слива маскируется галькой диаметром 7-8 см. На дно водоема высыпают гальку диаметром 2-3 см. При необходимости камешки соединяют цементом. Сама тсукубаи находится выше поверхности земли на 20-30 см и на краю котлована. С каждой стороны котлована на 5-10 см ниже высоты чаши ставят по небольшому камню высотой приблизительно в 5 см. Вода в тсукубаи может поступать через подземные шланги, а также по медным или полихлорвиниловым трубам. Бывают тсукубаи без дренажа, тогда вода выплескивается и образует ручеёк. Бездренажные тсукубаи рекомендуется сооружать на возвышенности – вытекающая вода будет размывать песочные насыпи и гальку.

Каменные башенки:

Такую каменную башенку можно поставить рядом с тсукубаи. Башни бывают многоугольными или круглыми и имеют чётное или нечётное количество ярусов. Чем меньше размер сада, тем меньше и размер башенки (3-5 ярусов). Высокая башенка притягивает взгляды.

Фонари:

Фонари в саду нужны для освещения в тёмное время суток, кроме того – это отличный элемент декора. Но чтобы создать композицию камня и света, нужно уметь эти фонари грамотно расставить. Фонарь для японского сада камней должен быть изготовлен из камня, дерева или пемзы, иначе он просто не впишется в общую стилистику.

Наиболее распространенные виды японских фонарей:

  1. Тачи-гата — пьедестальный фонарь высотой до полутора метров, но иногда и до 3-х метров. Тачи-гата предназначен для больших садов и освещает то место, где хозяин беседует с самыми почётными гостями;
  2. Икекоми-гата – скрытый фонарь, который можно размещать в любом месте, но стоит он обычно рядом с тсукубаи. Светит вниз по направлению к земле;
  3. Юкими-гата – фонарь на каменной или бетонной подставке и с квадратной или круглой крышей. Имеют матовое стекло, смягчающее свет;
  4. Оки-гата – маленькие фонари, которые обычно размещены в стороне от тропинок или в очень маленьком внутреннем саду.

Добавить комментарий